О ПЛЕНОЧНОМ ЦВЕТЕ Во вступлении ко своей книге «Взаимодействие цвета», удостоенной от критиков эпитетом книги «поистине библейской мощи», Джозеф Альберс (1888 — 1976) убеждает нас в том что: «В нашем визуальном восприятии мы почти никогда не видим цвет таким, каков он в реальности, каков он физически. Нет такого глаза, даже самого натренированного, который не был бы подвержен цветовому обману. Тот, кто утверждает, что видит цвета вне зависимости от их иллюзорных изменений, обманывает лишь самого себя и никого другого.» Предлагаю рассмотреть далее ту главу книги, которая посвящена эффекту при котором цвет делается объемным — пленочному эффекту. Это интересная находка для тех, кто ломает голову, чем в принципе отличается послойная структура фотопленки от периодической мозаичной структуры матрицы? «Обычно мы представляем себе яблоко красным. Но это не тот же самый красный, что цвет помидора или вишни. Лимоны — желтые, а апельсины — оранжевые. Цвет кирпичей меняется от желтого к бежевому и оранжевому и от охристого к коричневому. Листва может быть бесчисленного количества оттенков зеленого. Во всех случаях все названные цвета — цвета поверхности. Бывает и совсем иное: далекие горы кажутся нам одинаково голубыми, независимо от того, покрыты они зелеными деревьями или просто состоят из земли и камня. Днем солнечный круг нестерпимо-белый, однако вечером он превращается в красный. Белые потолки в домах с зелеными насаждениями или карнизы крыш в солнечный день выглядят ярко-зелеными, потому что этот цвет отражается от листьев и травы. Все эти случаи — пленочные цвета. Это тонкий, прозрачный слой между глазом и объектом, независимый от цвета поверхности объекта. Для совершенно другого цветового эффекта сравните кофе в чашке, перколяторе и стеклянном кувшине кофеварки. Легко заметить, что, хотя во всех трех емкостях содержится один и тот же напиток, мы видим его в трех разных оттенках коричневого: самый светлый — в перколяторе, темнее — в чашке, и самый темный — в кофеварке. Похожим образом в ложке чай будет казаться светлее, чем в чашке. Здесь мы имеем дело с объемом цвета, который существует и воспринимается в трехмерных жидкостях. Вода бассейна, стены которого окрашены в синий, будет казаться синее из-за рассеянного отражения. Если понаблюдать за белыми или синими ступеньками в воде, можно заметить, что с каждой ступенькой вниз синий оттенок воды усиливается: это как раз наглядно демонстрирует эффект объема цвета. С другой стороны, у молока примерно один и от же оттенок белого, независимо от того, видим ли мы его в малом или большом сосуде. Чернила и масло ведут себя так же. Это говорит о том, что только полупрозрачные жидкости дают цвет с эффектом объема. На практике большинство акварелей дают такой эффект — несколько слоев, наложенных один на другой, увеличивают насыщенность, плотность и интенсивность света. Многие акварели Пауля Клее это демонстрируют. Обратный эффект увеличивающейся «светлоты» можно наблюдать в картинах, написанных пальцами. Corning Glass Works разработали новый носитель, который дает эффект объемного цвета, — фоточувствительное стекло. Чем сильнее стекло освещается определенными световыми лучами, тем больше усиливается эффект белого цвета внутри стекла, дающего разные оттенки. В результате белый цвет темнеет, если свет пронизывает стекло насквозь, и светлеет, если свет от него отражается. Похожего эффекта можно достичь с помощью копировальной бумаги. Если смотреть на свет через несколько слоев такой бумаги, она кажется темнее. Однако те же слои будут казаться белее, если смотреть на бумагу со стороны света. Происходит это потому, что пленочный цвет — это не результат психологической или физиологической трансформации, а физический эффект. И пленочный цвет, и цвет в объеме можно считать оптической иллюзией — обманом зрения.» Проявка и сканирование @lighthousefilmlab #плёнка #portra400 #pentax67 #interactionofcolor